Публикации

Творческий человек должен быть сильным

Творчество — это, в первую очередь, создание чего-либо. Действие, направленное на создание физического объекта, звука и сочетания звуков, движения объектов, запаха, текста…

Важно, что желание действия и знание о том, как совершать действие, самим действием не являются, так как не создает в материалах ничего нового. Никак их не изменяют: форму, цвет, запах, звучание; не меняют сочетания.

Творческий человек отличается от не творческого не идеями и не мастерством, а тем, что на самом деле создает действие творения, то есть создания, вне зависимости от сложности или оригинальности идеи и уровня мастерства.

Творческий человек — это человек, любящий творить. Человек, желающий действия. Человек, которому по какой-то причине недостаточно только смотреть, слушать, читать то, что сделали другие. Это человек, ищущий возможности создавать самому. И создавать не что-либо, а что-то отражающее его мысли, чувства, взгляды, умозаключения, ощущения…

Для того, чтобы справляться с такой задачей, необходимо иметь:
1. Волю — готовность к действию создания
2. Мышление — формулирование собственных мыслей
3. Психологическую устойчивость

Эти навыки не из самых лёгких, но жизненно необходимы. Как может творить художник, не способный часами день за днем стоять у мольберта, актер, не способный отыгрывать многочасовые спектакли, а музыкант - концерты. Скульптор, неспособный тяжелыми молотками выдалбливать форму из камня. Что делать фотографу и кинооператору, не готовому бегать с камерами и световыми приборами?

И это только само творчество. При этом, сколько действий нужно сделать предварительно: тренироваться, учиться, репетировать, организовывать, таскать, искать материалы и локации… Сколько действий нужно делать после: собирать инструменты, отмывать кисточки…

Человеку, желающему избежать действия, избежать сложностей, нет места в творчестве. Он там будет совершенно недееспособен.

Творческий человек постоянно и с радостью держит себя в тонусе действия, чтобы не растеряться, когда к нему придёт идея, вдохновение, чувство, мысль или состояние, которое ему захочется воплотить в произведение.

Человек, не обладающий готовностью действовать, в мире творчества жить не может. Он может быть только туристом-любителем, зашедшим в гости посмотреть, как тут живут волевые люди - люди действия. Вне зависимости от гениальности его идей.

Так же и в обратную сторону - человек, обладающий постоянной готовностью к действию, но не имеющий мыслей и идей, не может создать ничего содержательного. В таким случае говорят: “Вашу бы силу, да в нужное русло” - то есть, по делу.

Чтобы в работах было содержание, автор должен быть человеком думающим, ищущим и умеющим свои мысли и чувства формулировать в слаженное высказывание. Формулирование — это сложная работа, требующая концентрации на теме и собранности. Сформулировать слаженный текст, сформулировать музыкальную композицию, сформулировать визуальную композицию, сформулировать сценарий…

А когда думающий человек выходит на путь формулирования и поиска, ему очень быстро приедаются поверхностные темы и он неминуемо переходит к важным и неоднозначными темам: кто есть я, кто такой человек, человек и природа, природа без человека, человек и город, общество и одиночество, жизнь и смерть, что хорошо и что плохо, нравственность и соблазны, отцы и дети, любовь, Бог и Вселенная, что такое время и что такое память...
Если посмотреть на большое искусство, то оно посвящено именно этим вечным и важным темам, безвременным дилеммам и ценностям человека. Во многом, именно тема определяет уровень автора.

Слабый духом человек не осмелится подходить к таким темам. Он может только лишь демонстрировать свои сиюминутные интересы: фотографировать понравившиеся цветы, дома, понравившихся людей, петь и играть понравившиеся последовательности звуков, складывать слова в интересные сочетания. Но за этими интересными сочетаниями не будет ничего важного и ценного даже для автора. Но если автор проделал мыслительную работу и сформулировал для себя, чем ему важен цветок, дом и человек, то за этим объектом и сюжетом будет стоять ценность. И зритель с большей вероятностью поймет и почувствует эту ценность, потому что от понимания автором ценности зависит, как он передаст объект, слово, сделает действие на сцене…

Не стоит забывать и такую важную часть творчества, как публикация произведения, демонстрация его общественности. В этот момент многие авторы становятся самыми уязвимыми и беззащитными людьми, потому что выставляют и свои суждения и свое мастерство на суд всех желанных и нежеланных зрителей, слушателей, читателей... Сохранять в этот момент эмоциональное спокойствие — это еще одно место проявления силы автора. Особенно, если оценка зрителей не совпадает с ожиданиями автора или оценки вовсе нет. При этом, автору во что бы то ни стало, нельзя потерять мотивацию и волю для создания следующего произведения.


Это только основные навыки, которыми должен обладать творческий человек, чтобы творить. Есть ещё множество навыков, которые могут доставить ему большее удовольствие от процесса и сделать его продуктивнее. И это помимо владения мастерством конкретного вида искусства, в котором он работает.

Благо, что стойкость, воля, сосредоточенность и психологическое спокойствие — приобретаемые качества. И один из способов их приобрести — пробовать заниматься творчеством.
Творчество закаляет волю, укрепляет дух, тренирует мысль и закаляет психику.

——— 
Дмитрий Булкин
Фотограф и преподаватель творческой фотографии.

ЭССЕ